Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Омской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Поисковый отряд «Казначей-55» Управления Федерального казначейства по Омской области представляет статью "Регион в первые годы Великой Отечественной войны"

Поисковый отряд «Казначей-55» Управления Федерального казначейства по Омской области в рамках исполнения плана работы на 2021 год представляет статью «Регион в первые годы Великой Отечественной войны», подготовленную на основании данных, взятых из открытых Интернет-источников.

В годы Великой Отечественной войны Омская область, наряду с другими тыловыми регионами страны, начала перестройку экономики на военный лад.

По данным Омскстата (по переписи на 17 января 1939 года) накануне Великой Отечественной войны численность населения Омской области составляла 1390,0 тыс. человек.[1]

С началом войны в Омской области началась переселенческая активность населения: убыль по мобилизации на фронт местного населения и приток эвакуированного населения с Запада.

Омская область в современных границах отправила на фронт около 287 тыс. человек, из них 144 тыс. не вернулись.

Население города Омска на 1 января 1943 года составило 413,4 тыс. человек, на 1 января 1944 года – 411,9 тыс. человек.[2]

Находясь в тылу, Омск занимался обеспечением армии, принимал эвакуированные предприятия, на которых в считанные месяцы и даже недели разворачивалось производство, приезжие специалисты обучали новых рабочих для оперативнейшего снабжения Красной армии всем необходимым.

В годы войны Омск стал одним из крупнейших военно-промышленных центров. Работы по эвакуации предприятий проводилась фактически в летние месяцы 1941 года. Тогда демонтировали и вывезли практически из под вражеских пуль 1360 крупных промышленных предприятий, из которых 210 разместилось в Западной Сибири. Из 110 промышленных предприятий, прибывших в Омскую область, 80 разместилось в пределах города.

В середине июля 1941 года в Омск прибыли эшелоны с оборудованием опытного авиационного завода № 156 из Москвы, Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) № 29, из Москвы прибыл Тушинский авиационный завод № 81. Предприятия объединились в один коллектив сооружавшегося самолетостроительного завода № 166 (сейчас это ПО «Полет»). Необходимо было освоить производство фронтового бомбардировщика Ту-2, созданного перед самой войной. Уже 9 декабря 1941 г. на заводе № 166 был собран первый самолет Ту-2 конструкции А. Н. Туполева.

Сборка скоростных поршневых истребителей Як-9 на заводе № 166. Як-9 М-105 имел деревянные крылья, фанерную обшивку, 20-миллиметровую пушку и два авиационных пулемета, был прост в управлении и развивал скорость 640 км/час. С большим успехом применялся в воздушных боях на всех фронтах

Но большая часть предприятий прибыла осенью 1941 года. В частности, в Омск начали прибывать эшелоны с техникой и людьми крупнейшего запорожского моторостроительного завода им. П. И. Баранова, разместившегося на территории автосборочного предприятия. На территории завода им. В. В. Куйбышева, выпускавшего сельскохозяйственную технику, расположился Московский агрегатный завод № 20 Наркомата авиационной промышленности. На объединенном предприятии, получившем наименование «Завод № 20», выпускали донные части реактивного снаряда для «катюш», 82-миллиметровые мины для ротного миномета, топливные насосы и гидросистемы для боевых самолетов.

На заводе № 20 (был организован из омского завода им. В. В. Куйбышева и московского агрегатного завода № 20,

выпускал донную часть снаряда для миномета «катюша»)

В Омск прибывали и предприятия легкой промышленности, в частности кожевенный завод «Красный кожевник» из Калининской области расположился на площадях Куломзинского кожзавода, Таганрогское предприятие Наркомата легкой промышленности разместилось на кожсырьевой базе станции Куломзино. В Кировском районе начали строить Куломзинский завод № 366, куда приняли прибывшее из Ярославля в 168 вагонах оборудование шинного завода. Также разместили в городе Ленинградский электротехнический завод им. Н. Г. Козицкого (№ 210),

Ворошиловоградский машиностроительный институт, прибывший с паровозостроительным заводом (позже завод им. Октябрьской революции, ныне Омский завод транспортного машиностроения), который разместился на площадях Омского паровозоремонтного завода.

 

Каландерный цех Омского шинного завода. 1943 г.

Той же осенью 1941 года прибыли эшелоны из многих городов с оборудованием для железнодорожного узла и танкового завода, оптико-механический завод «Прогресс» (№ 357), из Киева – завод электротехнической аппаратуры № 634, завод «Новая Тула» и гильзовое производство Ростовского завода «Эмальпосуда».

И все эти и многие другие предприятия нужно было не просто доставить, но и разместить, построить необходимые помещения, построить подъездные пути, установить сложное оборудование, освоить новую технику, провести пусконаладочные работы и все это в условиях ужасного кадрового голода. По большому счету остались одни старики. Поэтому к станкам, а также работать грузчиками пошли подростки, женщины, старики, студенты. Высока была доля ручного труда, ведь многие трактора и машины забирали на фронт. В речном порту была и «детская бригада» грузчиков, состоявшая из кормящих грудью матерей. Всех прибывших людей требовалось разместить, накормить и обучить.

В цехе Сибзавода им. Борцов Октябрьской революции

Нехватка кадров была огромной проблемой. Ведь из прибывающих людей далеко не все были трудоспособного возраста. Так, к началу ноября 1941 года в Омскую область прибыло 18 тыс. человек, а к февралю 1942-го – 214,2 тыс. человек, причем только 47 % – лица трудоспособного возраста. Более того, работники эвакуированных предприятий уходили на фронт, что еще больше усложняло задачу пусконаладочного процесса заводов и оперативного обеспечения армии. Так, например, с 9 крупными заводами приехало только 39% работников.

Огромное количество прибывающих предприятий и колоссальный дефицит людских ресурсов для их оперативной разгрузки послужили основанием для привлечения всех омичей в порядке трудовой повинности, не задействованных в военном производстве в ноябре 1941 года к разгрузке Омского узла железной дороги. Привлекали все имеющиеся машины и людей, умевших водить, гужевой транспорт, распределяя его между учреждениями.

Воскресник по укладке узкоколейки для перевозки оборудования эвакуированных предприятий от станции Омск-сортировочная до строительной площадки завода им. П.И. Баранова Осень 1941 г.

В том числе благодаря такой мере удалось пустить эвакуированные предприятия в рекордно короткие сроки. Например, оптико-механический завод «Прогресс» из Ленинграда, последний эшелон с оборудованием которого прибыл 29 августа 1941 года, уже через полмесяца выпустил свою первую продукцию. Приблизительно столько же времени для выпуска пробной партии и отправки ее на фронт понадобилось заводу «Электроточприбор», эвакуированному из Киева. За несколько недель был подготовлен к выпуску продукции харьковский завод «Поршень», отправлявший ежемесячно на фронт по 120–130 тыс. мин и снарядов. Также необходимо отметить завод им. Н. Г. Козицкого, который был эвакуирован из Ленинграда в августе 1941 года. Всего было отправлено 18 эшелонов с оборудованием, из которых до Омска дошло только семь. Но уже 9 сентября завод вступил в строй действующих, а 22 октября на фронт была отгружена партия минометов. С декабря 1941 года предприятие стало выпускать радиостанции для танков 10-РТ.

Предприятия города в короткий срок перестраивались на выпуск военной продукции – боеприпасов, стрелкового и минометного вооружения, военной техники. Омск превратился в один из крупнейших промышленных центров страны, сформировав мощный оборонный комплекс.

Всего за годы войны в Омске было собрано 3 800 самолетов, изготовлено более 15 тыс. моторов для фронтовой авиации, более 8 тыс. радиостанций для танков и самолетов, более 6 900 танков Т-34, более миллиона корпусов снарядов ОС-122 и около 300 тыс. корпусов для реактивных снарядов, 75 % выпускавшихся в стране малогабаритных и переносных электроизмерительных приборов и 100 % электрических аппаратов радиоуправления для морских мин и торпед, около 40 % выпускавшейся в стране валяной обуви. В годы войны Омский шинный завод был единственным предприятием в стране, от которого и фронт, и тыл получали автопокрышки.[3]

Таким образом, за годы войны в Омской области сформировался мощный промышленный комплекс, изменилась структура производства – возросла доля металлообрабатывающей промышленности – с 37 % в 1940 году до 81 % в 1945 году.

Объем валовой продукции в 1942 году по сравнению с 1940 годом увеличился в 3,3 раза, в 1943 году – в 4,1 раза, в 1944 году – в 4,9 раза, из неё в металлообрабатывающей промышленности в 1944 году – в 11,0 раза. Созданы новые отрасли промышленности, построены и пущены в строй десятки новых предприятий.[4]

После окончания Великой Отечественной войны большинство эвакуированных предприятий остались, что способствовало дальнейшему развитию промышленности региона.

И как бы это парадоксально не звучало, именно Великая Отечественная война дала Омску импульс для становления его как города-миллионника и одного из крупнейших промышленных центров страны.




[1] Экономика Омской области накануне, во время и после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: Информационно-статистический сборник/Омскстат. – Омск, 2015.- С. 21

[2] Экономика Омской области накануне, во время и после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: Информационно-статистический сборник/Омскстат. – Омск, 2015.- С. 68

[3] Энциклопедия города Омска. Т1./под ред. Г.А. Павлова, Л.В. Новоселовой, С.Г. Сизова – стр. 395

[4] Экономика Омской области накануне, во время и после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: Информационно-статистический сборник/Омскстат. – Омск, 2015.- С. 75