Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Омской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Часто задаваемые вопросы

  1. Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?
  2. Что такое «противодействие коррупции»?
  3. Что является предметом взятки?
  4. Какие действия можно считать вымогательством взятки?
  5. Предусмотрена ли ответственность за ложное сообщение о факте коррупции государственного гражданского служащего Управления Федерального казначейства по Омской области?
  6. Для каких целей в УФК по Омской области создана Комиссия Управления Федерального казначейства по Омской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов?
  7. Каким образом рассматриваются обращения граждан, содержащие информацию о фактах совершения коррупционных правонарушений, если такие обращения поступают?
  8. В каких случаях взяткодатель либо лицо, совершившее коммерческий подкуп освобождается от уголовной ответственности?
  9. Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?

Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

Понятие коррупции раскрывается в части 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Так установлено, что коррупция - это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

2) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

3) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

4) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

5) дача взятки (ст. 291 УК РФ);

6) провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ);

7) служебный подлог и внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);

8) присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);

9) мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ – ст.159.6 УК РФ)

10) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности или иной деятельности (ст. 169 УК РФ);

11) нецелевое расходование бюджетных средств, а также средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);

12) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

13) халатность (ст. 293 УК РФ).

В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Наверх

Что такое «противодействие коррупции»?

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Наверх

Что является предметом взятки?

Предметом взяточничества (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ) и коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»)

Наверх

Какие действия можно считать вымогательством взятки?

Под вымогательством взятки (пункт "б" части 5 ст. 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт "б" части 4 ст. 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан). (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»)

Наверх

Предусмотрена ли ответственность за ложное сообщение о факте коррупции государственного гражданского служащего Управления Федерального казначейства по Омской области?

Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 128.1 «Клевета» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Наверх

Для каких целей в УФК по Омской области создана Комиссия Управления Федерального казначейства по Омской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов?

Основной задачей Комиссии является содействие Управлению Федерального казначейства по Омской области:

а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Управления Федерального казначейства по Омской области ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами:

б) в осуществлении в Управлении Федерального казначейства по Омской области мер по профилактике и предупреждению коррупции.

Наверх

Каким образом рассматриваются обращения граждан, содержащие информацию о фактах совершения коррупционных правонарушений, если такие обращения поступают?

Порядок организации приема и рассмотрения устных и письменных обращений граждан, поступивших в адрес Управления Федерального казначейства по Омской области, установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Граждане имеют право свободно и добровольно обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные письменные обращения в Управление Федерального казначейства по Омской области (в форме заявлений, предложений, жалоб).

Все поступившие письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления. Письменные обращения граждан по вопросам, не относящимся к компетенции Управления Федерального казначейства, в течение семи дней со дня их регистрации подлежат переадресации в соответствующие органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения.

В целом, вся процедура рассмотрения обращений граждан должна проходить в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления Управлением Федерального казначейства по Омской области в установленном порядке запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия, руководитель (заместитель руководителя) Управления Федерального казначейства по Омской области вправе продлить срок рассмотрения письменных обращений не более чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока рассмотрения обращения гражданина, направившего обращение.

Письменные обращения граждан считаются рассмотренными, если дан письменный ответ гражданину по существу поставленных в обращении вопросов.

Личный прием граждан руководителем (заместителями руководителя) Управления Федерального казначейства по Омской области осуществляется в соответствии с графиками приема граждан, утвержденными приказами Управления Федерального казначейства по Омской области.

В случае выявления в действиях должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления коррупционной составляющей:

- материалы, собранные в ходе проверки, подтверждающие указанный факт, направляются для рассмотрения в правоохранительные органы;

- по информации, подтверждающей возможность конфликта личных интересов и интересов государственной службы, собирается Комиссия Управления Федерального казначейства по Омской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.


Наверх

В каких случаях взяткодатель либо лицо, совершившее коммерческий подкуп освобождается от уголовной ответственности?

К числу обязательных условий освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 291, 291.1 и ч. 1 или ч. 2 ст. 204 УК РФ, в силу примечаний к указанным статьям относятся добровольное сообщение после совершения преступления о даче взятки, посредничестве во взяточничестве либо коммерческом подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, а также активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.

Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки, посредничестве во взяточничестве или коммерческом подкупе стало известно органам власти.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника, лиц, принявших или передавших предмет коммерческого подкупа), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, и др. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»)

Наверх

Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?

Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которых имело место вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствия в их действиях состава преступления. Поэтому такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»)

Наверх

Документ создан 15.07.2015 18:53 (изменен 15.07.2021 07:49)